МКДОУ «Клетский ДС «Колокольчик»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Клетский детский сад "Колокольчик" Клетского муниципального района Волгоградской области

Доступная среда

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"

 

В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.    

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

         Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
         Инвалиды с нарушением зрения и слуха
         Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
         Временно нетрудоспособные
         Беременные женщины
         Люди с детскими колясками
         Дети дошкольного возраста.
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

          с нарушением слуха;

        с дисфункцией речи;

        с патологией опорно-двигательного аппарата;

        с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

        с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

        дети с сочетанными, сложными нарушениями развития   

     Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

  Федеральные документы

Конвенция  ООН о правах инвалидов от 13.12.2006г

Федеральный закон от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»


Конвенция о правах ребенка


Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы


Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015г №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

Обеспечение в организации социальной сферы условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими

 В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

     Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

     Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

         закономерности психического развития,
         показатели здоровья дошкольников,
         психолого-физиологические особенности,
         уровень общего развития,
         коммуникативные особенности и речевое развитие,
         эмоциональное благополучие.

     В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


     При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
 Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

     Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить доступную (безбарьерную) среду.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

ИНФОРМАЦИЯ

об обеспечении возможности получения образования инвалидам и лицам с      ограниченными возможностями здоровья

 в МКДОУ «Клетский ДС  «Колокольчик»:

 

Численность в детском саду детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.09.2020 г. составляет 0 детей

Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Имеющиеся формы обучения:

- по индивидуальному образовательному маршруту при наличии медицинских показаний и соответствующих документов;

- дистанционные услуги или обучение на дому отсутствуют.

В учреждении специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.

Дублирование для лиц с ОВЗ по слуху и зрению звуковой и зрительной информации отсутствуют

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МКДОУ  создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. 

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку;

- территория вокруг здания ДОУ заасфальтирована, преград и перепада высот на пути следования не имеется;

- вход  в здание оборудован звонком вызова персонала для сопровождения людей с ограниченными возможностями;

-установлен пандус и перила, планируется установка тактильной таблички  с названием объекта, нанесение контрастной маркировки не ступени, установка тактильных указателей направления движения;

Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников. В учреждении не достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей и площадок для инвалидов, передвигающихся на колясках. Санузел не оборудован специальной сантехникой, поручнями, держателями и тактильными указателями.

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здания детского сада оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями.

В детском саду организовано психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей), в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Кадровое обеспечение образования

(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В штате детского сада есть педагог-психолог,  имеющий  специальное педагогическое образование.

Возможность предоставления услуг сурдопереводчика/ тифлосурдопереводчика отсутствует.

Должность тьютора отсутствует

Сотрудники МКДОУ  «Клетский ДС «Колокольчик»  прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".

 

Нормативно-правовые и локальные акты ДОУ

Паспорт доступности МКДОУ "Клетский детский сад "Колокольчик" от 01.09.2021 г


Паспорт доступности Новоцарицинский от 01.09.2021 г


Паспорт доступности Перелазовский от 01.09.2021 г


Инструкция "Оказание необходимой помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"


Положение_об_организации_обучения_детей_с_ОВЗ


Правила этикета при общении с инвалидами


Примерная программа обучения персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности объектов, услуг и ситуативной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам


План мероприятий по организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021гг

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ